Согласные звуки

Согласные звукиСогласные звуки – это звуки речи, образуемые в полости рта под воздействием выдыхаемой из легких струи воздуха, которая встречает «на своем пути» различные преграды. Они играют чрезвычайно большую роль в русском языке, поскольку выполняют смыслоразличительную функцию. Согласные звуки в теоретико – информационном отношении больше нагружены, чем гласные. Во многих случаях слова опознаются непосредственно по ним. В русской речи различают сорок два звука (шесть гласных, тридцать шесть согласных) и тридцать три буквы. В разных языках их количество неодинаковое. Звуки отличаются друг от друга по долготе произношения, силе, тембру, высоте тона.

Видео-обучение «Согласные звуки»

Классификация согласных звуков:

  1. По соотношению шума и голоса. Различают сонорные и шумные (звонкие, глухие) согласные буквы. В первом случае голос преобладает над шумом, во втором – наоборот. К сонорным звукам относят следующие согласные и их мягкие вариации: [м], [л], [р], [н]. К звонким – [г], [з], [ж], [б], [в], [д], к глухим – [т], [с], [ш], [п], [ф], [к], [ц], [х].
  2. По месту образования. Выделяют губные и язычные. Первая категория согласных звуков делится на губно – зубные [в], [ф] и губно – губные [б], [п], [м], вторая – на переднеязычные зубные [т], [н], [л], [з], [с], [д], [ц], небные [ш], [ж], [ч’], [р], заднеязычные [к], [г], [х].
  3. По способу образования согласного. В зависимости от характера преграды и метода ее преодоления звуки делятся на аффрикаты, щелевые, смычные. Последние, в свою очередь, делятся на смычно – взрывные [к], [г], [д], [п], [т] и смычно – проходные [л], [м], [н].Образование аффрикатов начинается со смыкания, которое впоследствии переходит в щель [ц], [ч].
  4. По дополнительной артикуляции. Различают палатальные (мягкие [ч’], [ш’]), непалатализованные (твердые [н], [м], [л]), палатализованные (мягкие звуки с твердой парой – [т], [к], [с’]).

Как научить ребенка правильно произносить согласные звуки?

Самостоятельно выучить буквы малыш вряд ли сможет, поэтому родители должны набраться терпения, выделить время и подобрать методику для обучения своего чада чтению. Данный процесс трудоемкий, не рассчитывайте на быстрый результат. Самый распространенный способ тренировки ребенка чтению заключается в произношении звуков вслух с последующим их визуальным повторением по картинке. Занятия проводите в игровой форме, не забывайте хвалить малыша за успехи. Не изучайте сразу все буквы алфавита, начните с тех на которые начинаются любимые игрушки, предметы ребенка. Сначала повторяйте буквы, затем переходите к слогам, сопровождайте беседу картинками, меняйте сочетание согласных/гласных звуков. Начинать обучение рекомендуется с 2 – 3 лет, когда чадо сопоставляет слова с предметами, развивает сенсорную память. Прежде, чем отрабатывать постановку правильного произношения согласных звуков, подберите артикуляционные упражнения, разработанные профессиональным логопедом. Такая гимнастика состоит из дыхательной практики, тренировки артикуляционного аппарата, отработки мягкого неба, правильного положения губ, языка. Это облегчит обучение. Упражнения на развитие подвижности губ, щек и языка малыша:

  1. «Трубочка – Улыбка». Попросите ребенка вытянуть уста вперед. Затем скрутить их трубочкой и растянуть в улыбке.
  2. «Рыбка». Выберите глухой звук, например [п], попросите малыша хлопать губами друг о друга, повторяя согласную букву.
  3. «Пятачок». В данном случае губы вращают по кругу и двигают вправо/влево.
  4. «Хомячок». Ребенок должен надуть по очереди каждую щеку, затем сразу обе, после этого сильно их втянуть или «хлопнуть» по ним ладонями, чтобы воздух вышел с шумом.
  5. «Конфетка». Во время выполнения данного упражнения нужно напряженным языком упираться сначала в одну, затем в другую щеку. При этом, рот должен быть закрыт.
  6. «Змейка». Пусть малыш откроет рот, выдвинет язык вперед, резко уберет обратно.
  7. «Чистим зубки». Обведите языком круговыми движениями область между губами, зубами. Рот нужно держать закрытым.

Чтобы ребенку было легче правильно выговаривать звуки, выполнять артикуляционную гимнастику нужно систематически, по три раза в день, по четыре минуты. Чтобы не утомить малыша, за один раз проводите три упражнения. При этом, количество повторений каждого из них – шесть раз.

Учим выговаривать «проблемные» звуки — [р], [л], [ш]

Если вы заметили, что некоторые буквы не поддаются ребенку, проработайте их по отдельности. Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением следующих согласных: [р], [л], [ш]. Учить чадо правильно выговаривать шипящие звуки рекомендуется после того, как он хорошо освоил все остальные.

Буква [р]

Попросите ребенка приоткрыть рот и подвигать кончиком языка по небу вперед – назад. В это время нижняя челюсть, губы должны быть неподвижны. После этого, ребенку рекомендуется «постукивая» языком по верхним альвеолам медленно произнести твердый звук [д], постепенно увеличивая темп выговаривания буквы. Сначала научите ребенка уверенно изолированно произносить этот звук. Затем применяйте его в слогах, словах, предложениях. Тренируйте звук в речи: др – др – др – едет трактор, ры – ры – ры – рычит лев, тра – та – та – стреляет пистолет.

Буква [л]

Для облегчения произношения согласного звука попросите дитя приоткрыть рот, облизать передним краем языка верхнюю губу. Движения выполняют сверху вниз. После этого плавно перейдите на выполнение упражнения «пароход». Для этого рот ребенка должен быть приоткрыт, попросите малыша произнести долгий звук «ы». Выполняя упражнение следите за тем, чтобы кончик языка был опущенным вниз и находился в глубине рта, при этом его спинка поднималась к небу. Громко пропойте вместе с малышом слоги, начинающиеся с буквы «Л»: ла – ла – ла, лу –лу – лу, ле – ле – ле, ля – ля – ля. Выберите слова в состав которых входит «проблемный» согласный звук (лодка, любовь, лес, облако, слесарь), проговаривайте их, попросите малыша повторять за вами.

Буква [ш]

Перед отработкой звука в слогах, выполните с чадом упражнение «Мячик». Пусть ребенок слегка приоткроет в улыбке рот, при этом передний край языка должен лежать на нижней губе. Узкой струей воздуха малыш сдувает ватку, произнося затяжной звук [ф]. Затем предложите ему повторить букву в слогах: ше – ше – ше, ша – ша – ша, аша – ошо – ушу. Далее рекомендуется автоматизировать произношение «шипящего» согласного звука в словах: шайба, шахта, шаг, шина, шум. После этого, практикуйте выговаривание буквы, расположенной в средине слов: кошка, мошка, крошка, матрешка.

Вывод

Таким образом, согласные звуки выполняют смыслоразличительную роль в русском языке. При обучении им уделяется гораздо больше внимания, чем гласным буквам. Это связано с тем, что согласные звуки состоят из голоса и шума. Как следствие для их произношения требуется больше усилий. При регулярных занятиях, к четырем годам у малыша должна сформироваться правильная речь, иначе обратитесь за консультацией к логопеду. Причины неправильного произношения:

  • длительное использование соски;
  • отставание в развитии;
  • физиологические «изъяны» строения органов речи: короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус;
  • нарушение слуха или речи у родителей;
  • сверх требования взрослых.

Чтобы ребенок развивался правильно, родители должны регулярно заниматься с ним, иначе неправильная речь может стать помехой успешному обучению и общению со сверстниками.



Будем признательны за каждый лайк:



Рекомендуем ознакомиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *